История русской философии (Том 1, часть I) :: Зеньковский В В
Страница:
15 из 32
"Все, что Россия имела и дала философского, - читаем у одного историка русской философии, - (2) все это родилось либо из прямого подражания, либо из бессознательного подчинения себя чужим влияниям, либо из эклектического стремления слепить воедино несколько чужих мыслей". Если бы эти слова отвечали действительности, то, конечно, нельзя было бы говорить всерьез о "русской философии", и, конечно, не в чему было бы исследовать ее историю. Но в истории культуры всех народов всегда можно найти произведения, навеянные подражанием или чужими влияниями, - однако, если о них упоминают - --------------------------------------(1) Особенно резко эту точку зрения проводит Б. Яковенко, написавший большую книгу по истории русской философии. (2) Яковенко. - "Очерки русской философии". (1922). Стр. 5. [20] в исследованиях, то только для того, чтобы не забыть отметить на экране истории и темные ее страницы. Суждение, посылающее упрек русской философии в отсутствии оригинальность, если это не сказано ради "красного словца", покоится на некоей нарочитой недоброжелательности к русской мысли, к намеренному желанию ее унизить. Я не буду опровергать этого упрека - вся настоящая книга сама по себе должна показать неосновательность указанного суждения. Но все же я считаю нужным - уже здесь, в вводной главе, рассеять те недоразумения, которые, хотя и не в столь резкой форме, как в выше приведенных словах, все же могут иметь место в отношении русской мысли особенно у тех, кто впервые обращается к ее изучению.
|< Пред. 13 14 15 16 17 След. >|