История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства :: Элиаде Мирча
Страница:
627 из 693
, Gottingen, 1964), I, p. 72. Впрочем, философия Зенона вытекает из семитической религиозной картины мира и имеет много общего с идеями Ветхого Завета; ср.: Pohlenz, I, p. 108. Таким образом, ассимиляция стоического учения иудеями — от Бен Сиры и Аристобула до филона — является возвратом к восточному наследию; ср.: Hengel, I, pp. 149, 162. Тем не менее, не следует преувеличивать греческое влияние. Давно были замечены параллели между главой 24 книги Бен Сиры и ареталогией Исиды. У.Л. Нокс отмечает "поразительное сходство" Премудрости с сирийской Астартой, наделенной чертами Исиды. Ср.: W.L. Knox. The Divine Wisdom. — Journal of Theological Studies, 38, 1937, pp. 230–237; цитируемый отрывок, р. 235. Ср. также: H. Ringgren. Word and Wisdom, p. 144 sq.; H. Conzelmann. The Mother of Wisdom, в кн.: JM. Robinson. The Future of our Religious Past (L. — N.Y., 1971), pp. 230–243; Hengel, I, p. 158 sq., II, p. 101 sq. (доп. библиография, п. 331). He исключено, что культ Исиды был известен в Иерусалиме в III в. и что еврейские школы мудрости перенесли на Божественную Премудрость ареталогию Исиды-Астарты; ср.: Hengel, I, p. 158. Однако, как мы уже отметили (§ 200), Премудрость — не супруга Бога; она исходит из Его уст. См.: W. Schencke. Die Chokma (Sophia) in der judischen Hypostasenspekulations; J. Fuchtner. Die Altorientalische Weisheit in ihrer israelitisch-jiidischen Auspragung; idem. Zum Problem Glaube und Geschichte in der israelitisch-judischen Weisheitliteratur (Theohgische Literaturzeitung, 76, 1951, pp. 145–150); JM. Reese. Hellenistic Influence on the Book of Wisdom and its Consequences (Rome, 1970); B.L. Mack. Logos und Sophia. Untersuchungen zur Weisheitsthelogie im hellenistischen Judentum (Gottingen, 1973).
Важно отметить, что в период с III в. до н. э. по II в. н. э.
|< Пред. 625 626 627 628 629 След. >|