История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства :: Элиаде Мирча
Страница:
679 из 693
Согласно коптскому трактату "Кефалайа", [836] Мани получилодно-единственное откровение в возрасте двенадцати лет: Святой Дух, Параклет, обещанный Иисусом, снизошел на него и открыл ему «тайну», долгое время остававшуюся сокрытой, а именно, о противостоянии Света и Тьмы, происхождении мира, сотворении Адама — суть того, что позднее станет основой манихейского вероучения; ср.: Kephalaia (= H.J. Polotsky. Manichaeische Handschriften, I, Stuttgart, 1934), ch. I, pp.14–15.
О дате разговора с Шапуром I, ср.: Puech. Op. cit., p. 46 и прим. 179–184; дата 9 апреля была вычислена S.H. Taqizadeh. О последнем путешествии Мани ср.: W.B. Henning. Mani's last journey. — BSOAS, X, 1942, pp. 941–953. Что касается варварской расправы с Мани (с него якобы заживо содрали кожу и т. д.), то их подлинность вызывает сомнения; ср.: Puech. pp. 54–56.
§ 232
Писания Мани были проанализированы в: P. Alfaric, Les Ecritures manicheennes, I–II, P., 1918–1919; о последующих исследованиях и публикациях (F.W.K. Mutter, E. Chavannes, P. Pelliot, W.B. Henning и др.) см.: Puech. Le Manicheisme, p. 144 sq. (n. 240 sq.), idem. — Histoire des Religions, II, p. 547 sq., Widengren. Op. cit. pp. 151–153; ср. также: Ort. Mani, p. 32 sq. Кроме «Шапурагана», посвященного Шапуру и написанного на сред неперсидском, Мани написал еще на сирийском или на восточно-арамейском "Живое Евангелие", "Книгу тайн", «Pragmateia» (или Трактат), "Сокровище жизни", "Книгу Исполинов" и «Послания» (Puech. Le Manicheisme, p. 67 и п. 262). Среди приписываемых пророку текстов наиболее важным считается «Кефалайа», или «Главы». Переведенные тексты с комментариями см. в: Л. Adam. Texte zum Manichaismus (В., 1954); C.R.C. Allbery. A Manichaean Psalm-Book (Stuttgart, 1938); EM. Boyce. The Manichaean Hymn Cycles in Parthian (Oxford, 1954); H.J. Polotsky.
|< Пред. 677 678 679 680 681 След. >|