История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства :: Элиаде Мирча
Страница:
683 из 693
О "черепе Адама", похороненном на Голгофе и окропленном кровью Спасителя, см.: The Book of the Cave of Treasures, перевод с восточно-арамейского E.A. W. Budge (L., 1927), p. 53.
О чудесных растениях, по легенде, растущих под Крестом: Eliade. La Mandragore et les Mythes de la 'naissance miraculeuse'. — Zalmoxis 3 (1940-4-2); pp. 3-48 (библиографические указания, pp. 44–45) и Eliade. Adam, le Christ et la Mandragore. — Melanges… H. — Ch. Puech (P., 1974), pp. 611-16.
Легенду о происхождении виноградной лозы из крови Спасителя см.: Eliade. La Mandragore, p, 24 sq.; N.Cartojan. Curtile populare in literatura romaneasca, v. 2, 2-е ed., (1973), p. 113 sq.
Легенды о происхождении елея ("снадобья жизни") в древне-сирийской литературе, в мандеизме и манихействе см.: G. Widengren. Mesopotamian Elements in Manichaeism (Uppsala, 1946), p. 123 sq. и Robert Murray. Symbols in Church and Kingdom, p. 95 sq., 320 sq.
О бытовании аналогичных легенд (Сет и Крест, поиски мира и елея и т. п.) на Западе см.: Esther Caster Quinn. The Quest of Seth for the Oil of Life (Chicago, 1962).
§ 237
Длительный и сложный процесс усвоения иудаизмом языческой религиозной иконографии и ее символики в эллинистическую и римскую эпоху блестяще представлен Эдвином Гуденафом в двенадцати томах его opus magnum: Edwin R.Goodenough. Jewish Symbols in the Greco-Roman Period (N.Y., 1953-65). Ср. также: Morton Smith. The Image of God: Notes on the Hellenization of Judaism, with Especial Reference to Goodenough's work on Jewish Symbols. — BJRL 40 (1958): 473–512.
О "космическом христианстве" см.: Eliade. De Zalmoxis a Gengis-Khan(P., 1970), ch. 7.
О дуалистических космогониях, зафиксированных в фольклоре Восточной Европы, см.: De Zalmoxis, ch. 3.
Проблему иранского вклада в христианство кратко представляет Дюшен-Гийемен: J.Duchesne-Guillemin.
|< Пред. 681 682 683 684 685 След. >|