Страница:
120 из 164
Ухали пушки, свистели ядра, взметались в небо черные облака земли, сыпалась от щитов ибревен щепа.
Татары, спахи и янычары с минуты на минуту ждали, когда рухнут казачьи стены. Нетерпеливо поджидал этого и мурза Джанибек.
"Сейчас капычеи разобьют крепость и мои тумены ворвутся в город. Добыча близка!" - в горячем ознобе раздумывал он.
Но чудо - крепость стояла, ни одна из стен не рухнула; хваленые турецкие кулеврины не смогли сделать и единой пробоины. Уж не заколдована ли крепость урусов?
Крымцы и турки недоумевали. Не ведали они, что Раздоры опоясаны мощной трехрядной дубовой стеной, способной выдержать многодневную пушечную осаду. Гораздо слабее были сами ворота, но их надежно прикрывали "трои", не позволявшие кулевринам вести долгий прицельный огонь. Дощатый тын, напротив ворот, был одним из самых уязвимых, турецкие пушки часто молчали; то и дело надо было заделывать проломы и бреши.
В разгар боя Тереха Рязапец подошел к "трое" и велел засыпать в зелейник двойную меру пороха.
Пушкари опасливо глянули на Рязанца.
- Много лишку, Тереха.
- Не много. Сыпь как велено!
И пушкари засыпали. Турки тем временем заделывали очередную брешь; в нее-то и задумал выпалить Рязанец. Он дольше обычного приноравливался к пушке, сунул горящий фитиль в зелейник. "Троя" мощно и раскатисто, сотрясая стены, ухнула, посылая трехпудовое ядро в пролом янычарского тына. Заряд угодил в кулеврину, вдребезги разбив и уничтожив орудийную прислугу.
Араслан-бек пришел в ярость.
|< Пред. 118 119 120 121 122 След. >|