Я и мир объектов   ::   Бердяев Николай

Страница: 25 из 40

Настоящая философия, которой действительно что-то открывается, есть не та, которая исследует объекты, а та, которая мучится смыслом жизни и личной судьбы. Философия и начинается с размышления над моей судьбой. С этого начинается и "объективная", геометрическая философия Спинозы[19]. Нельзя достаточно часто повторять, что познает не мировой дух или мировой разум, не безличный субъект или "сознание вообще", а "я", данный, конкретный человек, личность. И основная проблема познания есть проблема моего познания, личного, человеческого познания. Нужна не столько критика чистого разума, сколько критика конкретного, человеческого, индивидуального, личного разума. Всякое творческое мышление есть мышление личное, и личное совсем не означает тут замкнутое, ограниченное. Лучи света идут из одного источника, но воспринимаются они лично. Нельзя верить, когда философы говорят, что мышление их свободно от всякой эмоциональности. Самые "объективные" и самые "-безличные" философы познают и через эмоции. Конечно, Декарт пришел к своему cogito ergo sum[20] и через эмоцию и пережил свое открытие с эмоциональным экстазом[21]. То, что убедился он в своем существовании через мышление, совсем не значит, что он пришел к этому через чистое мышление. "Мышление" было тут для него страстной эмоцией. "Этика" Спинозы, несмотря на геометрический метод, насыщена эмоциями. Amor Dei intellectualis[22] носит печать страстной эмоциональности. Самый "интеллектуализм" может быть личной эмоцией. Самая "объективность" может быть наименованием для личной страсти.

|< Пред. 23 24 25 26 27 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]