Японская художественная традиция   ::   Григорьева Татьяна Петровна

Страница: 513 из 527

Сократовское знание не имманентно человеческой природе: «Это есть припоминание того, что некогда видела наша душа,когда она сопутствовала богу, свысока смотрела на то, что мы теперь называем бытием» [ 9 , с.386].

48. Здесь важно иметь в виду, что в механизме предметы (части, детали) связываются с помощью некоей третьей силы, связь не имманентна их природе.

49. В отличие от даосских трактатов многие тексты махаяны ставят акцепт на зависимости от двенадцатичленного колеса причинного возникновения ( пратитья самутпада ). Каждая вещь, стало быть, развивается не спонтанно, а по закону причинного возникновения и потому лишена собственной природы, пуста ( шунья ). Так как сами причины все время меняются, невозможно в принципе статическое существование феноменов. Все феномены относительны, находятся в постоянной зависимости друг от друга.

50. Наиболее уязвимая часть «Большого японско-русского словаря» — философская терминология. В этой области составители и редакторы еще не избавились от тенденции, долгое время господствовавшей в востоковедении, — выдавать понятия, выработанные европейской наукой, за всеобщие.

51. Правда, в Японии эта модель давала себя знать главным образом в сфере искусства и быта. Что касается социально-политической жизни, то японцы, как я уже упоминала, допускали насильственное вмешательство в ход событий.

|< Пред. 511 512 513 514 515 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]