Страница:
898 из 966
Ancient Europe…, fig. 17, N 6 и 7.
117 Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика…, рис. на с. 129.
118 Для поздних стадий бытования ромбо-меандрового и зигзагового орнамента перевод его в пластику мог объясняться не только татуировкой на теле, но и наличием женской одежды с подобным орнаментом. См.: Comsa Eugen. Istoria.., fig. 67, 68, 172 old. В женской народной одежде ромбический орнамент сохраняется вплоть до XX в. Таковы, например, свадебные и «молодецкие» паневы южных великороссов.
119 Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ…
120 Путеводитель по экспозиции Музея истории Азербайджана. Баку, 1958, с. 71.
121 Отчет Археологической комиссии за 1899 г., с. 73 – 75. Раскопки Реслера. Курган № 3, гробница № 1. См. прорисовку: Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика…, с. 132.
122 Подобный «мальтийский крест» известен и у скифов. См.: Археологические исследования на Украине 1965 – 1966 гг., вып. 1, с. 105, рис. 7. Трахтемировское городище близ Переяславля-Хмельницкого.
123 Коллекции Львовского этнографического музея.
1 Критическое рассмотрение обширной литературы вопроса дано в книгах В. Ф. Зыбковца (Дорелигиозная эпоха. К истории формирования общественного сознания. М., 1959) и С. А. Токарева (Ранние формы религии и их развитие. М., 1964). Первый автор построил свою работу по историческому принципу, второй – по классификационному. Оба они взаимно дополняют друг друга.
2 Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967, с. 25.
3 Васильев Б. А. Медвежий праздник. – СЭ, 1948, № 4, с.
|< Пред. 896 897 898 899 900 След. >|