Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий :: Мечковская Нина
Страница:
84 из 491
л-ра, 1980. С. 151). Подробно о традиции неконвенционального отношения к знакам письма см. §23—28.
С верой в магические свойства имени были связаны две противоположные крайности в отношении к слову: с одной стороны, табу, т.е. запрет произносить имя (подробно см. §22), а с другой стороны, повторения значимого имени. Особенно значимы табу и/или повторы имени Бога. Например, в культуре народа ибо (Африка) вместо имени Бога звучит оборот, означающий ‘Тот, чье имя не произносится’. Многократные повторения имени Бога обычны в ритуалах самых разных верований и религий. В истории известны соединения табу и повторов одного имени в пределах одного текста.
Выдающийся лингвист нашего столетия Ф. де Соссюр, изучая в 1906—1909 гг. анаграммы [42] в молитвах и гимнах на санскрите, древнегреческом, латинском языках, высказал гипотезу об их мифопоэтической мотивированности: в их основе «могло быть религиозное представление, согласно которому обращение к богу, молитва, гимн не достигают своей цели, если в их текст не включены слоги имени Бога» (Соссюр, 1977, 642). Догадки Соссюра об анаграмматическом строении мифопоэтических текстов и о магической функции анаграмм были впоследствии подтверждены (в 30-х гг. — в работах О. М. Фрейденберг о древнегреческой поэзии; начиная с 60-х гг. — в исследованиях ведийских гимнов В. Н. Топорова, Т. Я. Елизаренковой).
|< Пред. 82 83 84 85 86 След. >|