Эволюция средневековой эстетики :: Эко Умберто
Страница:
43 из 205
Из всех определений красоты одному необычайно повезло в пору Средневековья: «Вся красота заключается в соразмерности частей и наслаждении цветом». Эта формула Августина 43 воспроизводила другую почти аналогичную, предложенную еще Цицероном: «Существует некое удачное сочетание членов тела, привлекательное внешне, которое и называют красотой» 44 , каковая, в свою очередь, вобрала в себя и традицию стоиков, и классическую формулу «цвет и симметрия» ( chroma kai simmetria ).
Но самым древним и обоснованным аспектом подобных формул всегда был аспект congruentia пропорции или числа 45 . От предшественников Сократа через Пифагора, Платона, Аристотеля эта концепция красоты, в значительной мере количественная, постоянно воспроизводилась греческими мыслителями 46 и при этом была закреплена в форме практической – в Каноне Поликлета, впоследствии изложенном Галеном 47 . Канон, появившийся в качестве технического и чисто практического текста и попавший в струю пифагорейских умозрений, постепенно стал в эстетике догматическим документом. Его единственный сохранившийся фрагмент содержит теоретическое утверждение («прекрасное мало-помалу возникает из многих чисел»), и Гален, подытоживая взгляды, высказанные в Каноне, определяет, «в чем же состоит красота»: «...красота состоит не в отдельных элементах, но в гармонической соразмерности частей, в отношении одного пальца к другому, и всех прочих пальцев руки к ним кроется красота самой руки...
|< Пред. 41 42 43 44 45 След. >|