Эволюция средневековой эстетики :: Эко Умберто
Страница:
64 из 205
Таким образом, понимание пропорции в Средние века шло через практику, в последовательном нахождении все новых соответствий, уместных в самых разных случаях и доставлявших подлинное наслаждение. На литературном поприще в VIII веке
Беда Достопочтенный в своем трактате «Искусство стихосложения» ( Ars metrica ) формулирует различие между метром и ритмом, между метрикой количественной и метрикой силлабической, замечая при этом, что эти два типа построения стиха обладают и собственным типом пропорции 77 . Аналогичные мысли содержатся и в сочинениях последующих эпох 78 . Когда все эти опыты сплавились в теологической метафизике, понятие пропорции могло быть детерминировано более сложно, как, например, в рамках томистской теории формы.
Все же эстетика пропорции всегда оставалась эстетикой числа (квантитативной). Она не могла признать и объяснить существование опыта качественного, то, что Средневековье испытывало по отношению к цвету и свету, источникам непосредственного визуального наслаждения.
Иллюстрации к главе IV.
5. Евангелист Марк. Миниатюра Евангелия из Эхтернаха. Ок. 690 г.
6. Альбом Виллара д'Оннекура. Ок. 1235 г. Лист 9 об. Лист 32
7.Альбом Виллара д'Оннекура. Ок. 1235 г. Лист 18. Лист 18 об. Лист 19. Лист 19 об.
8. Альбом Виллара д'Оннекура. Ок. 1235 г. Лист 20 об. Лист 21
9. Альбом Виллара д'Оннекура. Ок. 1235 г. Лист 15 – роза собора в Шартре. Лист 16 – роза собора в Лозанне
10. Собор в Реймсе. 1211-1280 гг.
11. Альбом Виллара д'Оннекура. Ок. 1235 г. Лист 13. Лист 22
12. Альбом Виллара д'Оннекура. Ок. 1235 г. Лист 93
V.
|< Пред. 62 63 64 65 66 След. >|