Эволюция средневековой эстетики :: Эко Умберто
Страница:
77 из 205
Бонавентура вынужден подчеркивать космические и экстатические аспекты эстетики света: самые прекрасные страницы о красоте у него те, на которых описывается лицезрение Господа и небесный апофеоз: «О! какое сияние исходит тогда, когда чистота вечного солнца освещает души, осененные славой… Непомерная радость выходит из берегов, она прорывается наружу в восторге илив возгласе и воспевает Царствие Небесное». В теле индивидуума, возрожденного к жизни после воскрешения из мертвых, свет заблистает в четырех своих основных ипостасях: как чистота ( claritas ), которая освещает, как беспристрастность, благодаря которой ничто не может этот свет запятнать, как легкость, ибо он проходит моментально ( quia subito vadit ), и как проницаемость, благодаря которой свет пронзает прозрачные тела, не нанося им вреда: «…так просиявшая плоть, в которой царит природа света, обладает четырьмя состояниями» 95 . После того как произошло преображение идеала во славу Господню, а изначальные пропорции перешли в чистые отблески света, идеал человека равностороннего, пропорционального ( homo quadratus ) становится эстетическим идеалом и в мистике света.
Иллюстрации к главе V
13. Братья Лимбург. Богатейший часослов герцога Беррийского. Январь. 1416 г.
14. Братья Лимбург. Богатейший часослов герцога Беррийского. Май. 1416 г.
15. Собор в Сэ
16. Королевская капелла, XIV в. Кембридж
17. Сен-Шапель. 1243-1248 гг. Париж
18. Собор в Реймсе. 1211-1280 гг.
19. Роза собора в Реймсе. 1230-1240 гг.
VI. ВСЕЛЕННАЯ СИМВОЛИЧЕСКАЯ И АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ
1. В XIII веке родилась еще одна концепция красоты, основанная на гиломорфизме, которая стремилась вобрать в себя феноменологию физической и метафизической красоты, обоснованную эстетикой пропорций и эстетикой света.
|< Пред. 75 76 77 78 79 След. >|