Эволюционизм или креационизм   ::   Елизаров Евгений

Страница: 129 из 199



Таким образом, пространство и время понимаются Кантом не как объективные, то есть существующие вне и независимо от сознания, начала нашего мира, но как достояние собственного разума человека, как чистая субъективность.

Уже в этом выводе содержится революционный взрывной потенциал: ведь если так, то реконструкцией основ нашего собственного сознания можно переделывать весь мир. В потаенных глубинах нашего духа может таиться иная мерность пространства, иная метрика времени, и все это в виде новых законов бытия может быть провозглашено нашим разумом всему Космосу. Правда, самим Кантом законы евклидовой геометрии еще осознаются как единственно возможная форма познания. Но уже в 1786 году будет опубликована написанная еще до "Критики чистого разума" работа Ламберта, где будет доказано, что замена пятого постулата Евклида другим дает возможность построить совершенно иную и вместе с тем логически непротиворечивую геометрию. А еще через очень короткое время сам Гаусс, некоронованный король математиков, убедится не только в ее абсолютной непротиворечивости, но и в применимости к физическому миру. Правда, опасаясь, по его собственным словам, "криков беотийцев"37, так и не осмелится вынести все это на обсуждение своих коллег.

Словом, оказывалось, что и пространство и время отнюдь не безотносительны к чему бы то ни было.

|< Пред. 127 128 129 130 131 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]