Страница:
133 из 199
К уже упоминавшемуся здесь Фоме Аквинскому восходит мысль о том, что Бог существует вне физического времени. Предположить обратное, значит, предположить существование времени до Него, другими словами, предположить, что время - больше Его. Но это абсурдное предположение; в действительности Бог больше времени, ибо именно Он и создает его вместе со всем материальным миром ("И был вечер, и было утро: день один"). Следовательно, для Него не может существовать решительно никаких ограничений ни в каких временных отношениях; Он - причина всему, то есть не только началу мира, но и каждому следующему периоду его существования. А это значит, что вовсе не настоящее самого физического мира порождает собой определенность последующих его состояний, но полная сумма всех состояний определяет характеристики каждого данного из них. Ведь этой полной суммой состояний является не что иное, как тайный замысел нашего Творца. Привычные временные отношения могут существовать только для любой ограниченной части этого порождаемого Им материального мира, на Него же не могут быть распространены никакие ограничения.
Правда, средневековая мысль, даже допуская тварную природу физического времени, решительно исключала возможность нарушения его законов кем бы то ни было; нарушить чередование времен не мог даже Создатель этого мира, поэтому Аквинатом исключается возможность изменения прошлого даже Богом. Но такой взгляд на мир нисколько не избавляет нас от противоречий. Напротив, только порождает их.
|< Пред. 131 132 133 134 135 След. >|