Страница:
480 из 575
Он знал не только структуру своего учреждения, но и всех штатных офицеров (как в Москве, так и в резидентурах во всех странах мира), а также, что еще более важно, источники информации, другими словами, имена иностранных агентов, работавших на Советский Союз.
Офицерам, обладавшим столь секретными данными, строго запрещалось покидать пределы СССР. КГБ внимательно следит за этим, чтобы предотвратить утечку (или побег), способную причинить организации невосполнимый ущерб. Деталь немаловажная. Ведь если Фэарвелл не мог выезжать из Советского Союза, то нужно было ехать к нему, в Москву. Риск при подобных контактах огромен, и все же на него пошли.
В период с весны 1981 года до осени 1982 года, то есть за полтора года, Фэарвелл передал УОТ четыре тысячи сверхсекретных документов. На самом деле на Запад никогда еще не попадала столь секретная информация. Качество переданной документации делает из этого человека шпиона номер один, когда-либо завербованного западными службами в аппарате советской разведки. Его случай нельзя даже сравнить со случаем Олега Пеньковского, который, работая в ГРУ, не имел доступа к столь обширной информации.
Почему же старший офицер КГБ, входивший в номенклатуру, пошел на такой риск?
Фэарвелл никогда ничего не просил в обмен на свою информацию. Он просто хотел, чтобы во Франции ему обеспечили нормальную жизнь в случае, если ему однажды удастся покинуть СССР. Что же касается его мотивов, то во время редких с ним встреч он не слишком много об этом говорил. Ностальгия по Франции? После своего пребывания в Париже он не раз пытался получить работу за границей – безрезультатно.
|< Пред. 478 479 480 481 482 След. >|