Как я понимаю философию   ::   Мамардашвили Мераб

Страница: 37 из 575

В связи с этим возникает вопрос, можно ли в операциональных категориях поставить цель - сформировать мышление- и достичь этой цели? Или мышление является косвенным результатом некоторого процесса взаимодействия и познавательных действий? - Нельзя. Вы привели хороший пример неназывания Бога. Всякая философия должна строиться таким образом, чтобы она оставляла место для неизвестной философии. Этому требованию и должна отвечать любая подлинно философская работа.

Беседу вел О.Долженко.

БЫТЬ ФИЛОСОФОМ - ЭТО СУДЬБА3 - Мераб Константинович, я хочу предложить для нашей беседы тему столь же древнюю, сколь и злободневную. Кто такой философ? Почему люди философствуют? Какова польза от этого занятия?

Мы еще в журнале "Фiлософська думка" начали обсуждать эти проблемы, правда лишь отчасти и под несколько иным углом зрения1. Однако вопросы, несмотря ни на что, остаются (боюсь, они вообще из разряда вечных). Их острота усилилась за последние десятилетия еще и потому, что философия, как мне кажется, утратила некий важнейший компонент своей самостоятельности, превратилась под влиянием различных - политических, идеологических и т.п. факторов в средство пропагандистской апологии существующего положения дел в нашем обществе. Как остроумно отметил один наш ученый, философия, перестав быть "служанкой богословия", стала "служанкой идеологии". А философы оказались в двойственном положении: вроде бы и остались в науке, но в то же время превратились в элемент идеократии. - Да, к сожалению, это правда. Все мы - и философы, и общество в целом - понесли от этого превращения немалые убытки.

|< Пред. 35 36 37 38 39 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]