Страница:
319 из 385
В конце поэмы у него появляется доморощенный философ Кифа Мокиевич, который задался вопросом: "Ну а если бы слон родился в яйце, ведь скорлупа, чай, сильно бы толста была, пушкой не прошибешь; нужно какое-нибудь новое огнестрельное оружие выдумать".
Шизоид разрабатывает свои мысли подробно, в деталях, в отличие от паранойяльного. Но они менее "причесаны", чем у психастеноида, менее систематизированы, зато более богаты и разнообразны.
У шизоида велик разброс в его ассоциативных рядах. В главе о паранойяльном мы писали, что шизоид на слово "верная" даст не стандартное "жена", а неожиданное: "гибкость", "масть", "эмоция", то есть связи между вспомнившимися словами у него слабые, нежесткие. И на том или ином основании ("верная гибкость" – не подводящее человека качество, "верная масть" – в картах, "верная эмоция" – то есть адекватная, "ветреная" – в противовес "верная") таких ассоциаций шизоид набросает вам великое множество.
Мышление его похоже на рябь и зыбь. Оно бессистемно. В случае акцентуации можно сказать, что у него "каша" в голове. В качестве штриха к портрету напомним, что у него "каша" и на голове, и во рту. И вот получается: у шизоидов "каша" на голове, в голове и во рту.
Мышление у шизоида затрагивает абсолютно все. Оно нецеленаправленно. Он глубоко задумывается по поводу всего, что попадает в его поле зрения.
Попало в поле зрения яблоко, которое упало на землю, – рождается мысль о всемирном тяготении. Выплеснулась вода из ванны при погружении в нее тела – возникла мысль о том, как решить вопрос о содержании золота в тиаре тирана.
|< Пред. 317 318 319 320 321 След. >|