Страница:
420 из 424
Декартовские врожденные понятия – это понятия теперь, когда, – когда случилось событие когитального Я в мире, тогда эти понятия есть. А когитальное Я может быть только сверхэмпирическим и непрерывным, это сверхэмпирический континуум сознания, и для опровержения здесь неприменимы эмпирические аргументы, указывающие на то, что реальные люди, во-первых, мыслят в конечное время, а не постоянно, что они не постоянно находятся в сознании, потому что, например, спят. Прибавьте к этому еще дискретность человеческих голов…
Просто есть понятия и представления, которые приходят с событием Я, а не из своих предметов. Понятие числа – не из предмета «число». Понятие фигуры – не из предмета «фигура». Понятия эти не могут рассматриваться как созданные эмпирическим Я . Они могут рассматриваться как порождаемые Я только в смысле отвлечений от действий трансцендентального сознания, или трансцендентального Я, в эмпирическом Я. То есть познавательные структуры строятся как отвлечения от действий трансцендентального сознания в моем эмпирическом сознании. Даже понятия пространства и времени у Канта есть отвлечения от пространственно-временных действий вещи, называемой человек, в мире. Декарт называл это естественной геометрией, в отличие от геометрии как математической науки, от формальной математики. Он имел в виду при этом те расположения действий – необходимо пространственно-временные, – которые совершены, например, смотрящим глазом в мире, что и есть естественная геометрия глаза.
|< Пред. 418 419 420 421 422 След. >|