Картезианские размышления   ::   Мамардашвили Мераб

Страница: 418 из 476

Но «расцепление», «зацепление», «необходимость»,«возможность», «есть» – суть слова из анализа, из отвлеченного, аналитического взгляда на существо дела, как и словечки «прелестные, косящие глаза из моей юности» или «а что такого есть в Альбертине?»… Действительно, ведь я люблю не потому, что мне свойственно любить «легкое косоглазие» или что «это Альбертина такая», а потому что – зацепилось. В противном случае – все это язык «духовных статуй». И сколько же в нас заложено таких навязчивых и обсессивных механизмов, которые являются вовсе не присущими нам качествами или необходимыми принуждающими предметами, а продуктами конвульсивных совмещений, поддающихся чисто физическому анализу. В данном случае я говорю о «физическом анализе» в общем смысле, который не предполагает никаких допущений относительно заданных заранее смыслов, «субстанциальных форм», пристрастий, качеств и т п. Здесь просто иначе строится язык.

И я хочу завершить наконец это свое рассуждение, подготовив тем самым почву для размышления о собственно психологической работе Декарта – трактате «Страсти души». Однажды я уже обмолвился фразой, что мир для Декарта – в каком-то смысле лишь «фабула» , сказка, связный рассказ.

|< Пред. 416 417 418 419 420 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]