Страница:
436 из 476
Я уже, может быть даже слишком настойчиво и маниакально, утверждал, что за всем этим лежит одна вещь, которую Декарт (по-моему, единственный из философов) понимал, определенно чувствовал и видел. Она и вылилась в онтологическое переживание длительности, необходимости стояния или, если угодно, настояния в мысли, которое лежит в основе всей его философии. Что это за вещь, ясная и околдовывающая? Вслушайтесь: мы не можем мыслить произвольно или произвольно приращивать знания к уже имеющемуся знанию; не можем произвольно иметь эту мысль (не говоря уже о том, что не могли бы иметь ее и игрой случая в необозримом множестве несвязанных событий, ибо мы все равно должны были бы узнать в ней эту мысль). Иметь по воле! По желанию – захотел, и появилась мысль, – так нельзя! Она появится, случится – и случится как неизбежная, т е. как свободное думание того, что нельзя думать иначе, – после , появится в поле фиксированной точки интенсивности, каковой является собранная персона.
Я перечислял фиксированные точки интенсивности: «Бог», «врожденные идеи», «тела воображения» и т д. Они как бы переключают поток, иначе мысли не могли бы волепроизвольно случаться и завязываться впереди меня. Я имею в виду новую мысль или мысль «подобающую», убедительную. Нельзя захотеть – и подумать что-нибудь новое, т е. необратимое изменение, содержащее в себе намек на какой-то закон. Жизненное время дискретно.
|< Пред. 434 435 436 437 438 След. >|