Картезианские размышления   ::   Мамардашвили Мераб

Страница: 57 из 476

Так ведь? Но я же сказал, что нельзя по желанию любить – любить, нельзя холодным, рассудочнымжеланием иметь в том числе и состояние мысли, хотя это и есть порядок. Или разновидность порядка, совершенный предмет. Поэтому у Декарта, как и в античной философии, появляется иерархия: есть предметы совершенные, они обладают свойствами порядка, который почти что невозможен в мире. Посмотрите на теорию дискретности времени. Ну откуда, каким образом может существовать порядок, если следующий момент времени не вытекает из предыдущего? Значит, порядок есть нечто такое, что предполагает непрерывность (к сожалению, в русском языке это слово имеет отрицательную частицу и его смысл несколько теряется, в отличие от французского continu ; правда, можно сказать «перманентное творение», однако в этом случае появляется нерусское слово). Следовательно, порядок держится на непрерывно возобновляемом, постоянно длящемся творении. И Паскаль выразил это фразой с отрицательной стороны, со стороны проблемы существования зла: агония Христа будет длиться (или продолжаться) вечно, сказал он, и в это время нельзя спать. И Декарт считает, что, поскольку творение может быть только непрерывным, т е. постоянно возобновляющимся, постольку спать нельзя. Заснешь – и порядка не будет, истины не будет, чисел не будет, совершенных предметов, так как совершенные предметы держатся на вершине волны усилия. Не спим – держится. Переверните эти слова со стороны отрицательных эмоций или переживаний – и будет паскалевское.

Итак, истина не установилась, а все время устанавливается.

|< Пред. 55 56 57 58 59 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]