Казус Вагнер   ::   Ницше Фридрих Вильгельм

Страница: 19 из 48

Последняя, гибель характера, быть может, получит предварительное выражение в следующей формуле: музыкант становится теперь актёром, его искусство всё более развивается как талант лгать. Я буду иметь случай (в одной из глав моего главного произведения, носящей заглавие К физиологии искусства ) показать ближе, что это общее превращение искусства в нечто актёрское так же определённо выражает физиологическое вырождение (точнее, известную форму истерии), как и всякая отдельная испорченность и увечность провозглашённого Вагнером искусства: например, беспокойность его оптики, вынуждающая каждое мгновение менять место по отношению к нему.

Ничего не понимают в Вагнере, если видят в нём лишь игру природы, произвол и причуды, случайность. Он не был неполным , погибшим , контрадикторным гением, как говорили. Вагнер представлял собою нечто совершенное, типичного decadent, у которого отсутствует всякая свободная воля , является необходимой всякая черта. Если что-нибудь интересно в Вагнере, так это логика, с которой физиологический недостаток, как практика и процедура, как новаторство в принципах, как кризис вкуса, делает заключение за заключением, шаг за шагом.

Я остановлюсь на этот раз лишь на вопросе стиля. Чем характеризуется всякий литературный decadence? Тем, что целое уже не проникнуто более жизнью.

Слово становится суверенным и выпрыгивает из предложения, предложение выдаётся вперёд и затемняет смысл страницы, страница получает жизнь за счёт целого целое уже не является больше целым.

|< Пред. 17 18 19 20 21 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]