Когда врут учебники истории (без иллюстраций) :: Балабуха Андрей
Страница:
24 из 462
Он был поэтом, композитором, исполнителем-кифаредом и актером, причем в этом последнем качестве — к вящему восторгу нынешних психоаналитиков — с наибольшим успехом выступал не в роли безумного Геракла, что тоже имело место, а в ролях жившего с собственной матерью Эдипа и матереубийцы Ореста… Слава о Нероне как покровителе искусств пережила века. Однако слабоволие, простительное артисту, губительно для императора. Смелости Нерону недоставало точно так же, как и воли. Как отмечает современный французский историк Жильбер-Шарль Пикар, он дрожал по всякому поводу — сначала перед матерью, потом перед своими воспитателями, наконец, перед сенатом, народом, армией, зрителями в театре, судьями на состязаниях, рабами и женщинами. Легенда утверждает, будто Нерон убивал удовольствия ради. Нет! Исключительно из страха. Он хотел отменить смертную казнь в армии, задумал изменить правила гладиаторских боев, чтобы гладиаторы бились не насмерть. Но, когда его охватывал страх, он убивал, точно загнанный зверь.
Даже при самом доброжелательном подходе усмотреть в Нероне нечто положительное, прямо скажем, весьма затруднительно, а скорее — так вовсе невозможно. И все-таки, повторяю, мы — присяжные на суде истории. А как минимум по трем эпизодам Нерон, судя по всему, невиновен, и потому изъятие этих эпизодов из дела требуется если не для обеления подсудимого, то для очистки нашей собственной совести.
Вот давайте их и рассмотрим. Но сперва — кое-что о делах семейных.
Дела семейные
Мессалина, третья жена императора Клавдия, родила ему сына, которого счастливый отец нарек Британиком, — в честь победы над Британией. Распутство Мессалины было — и осталось по сей день — притчей во языцех.
|< Пред. 22 23 24 25 26 След. >|