Крест и спираль. Кляксы на хрониках   ::   Розов Александр Александрович

Страница: 25 из 86



В отличии от реформ Сенусерта, реформы Эхнатона не удались: он былубит в результате заговора жрецов, установленный им культ — ликвидирован, а самого реформатора после смерти называли не иначе как «преступный Эхнатон».

В чем же заключался культ Атона и что зависело от успеха (возможного) или неуспеха (фактического) культурно-религиозных реформ Эхнатона? Атон «создавший сам себя» из первоначального хаоса, считался творцом всего сущего. Культ Атона назывался «Учение Жизни», а сам Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися ладонями, держащими анкх (крест с петлей). Это, по мнению египтологов, символизировало, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Присутствие Атона предполагалось во всей природе, во всяком предмете и живом существе. Анкх, как символ бессмертия (возможно — бессмертия души), встречается на изображениях, сюжет которых связан с преодолением телесной смерти. Культ Атона был не только религиозным, но и культурным явлением: так в эпоху Эхнатона появилось светское (нерелигиозное, неканоническое) искусство — от реализма в живописи до любовной лирики в литературе. Внеэтничность Атона (как всеобщего подателя жизни) логически обосновала взаимопроникновение культур Египта и его провинций в Месопотамии и средиземноморье. Египтолог Дж. Х. Брестэд назвал Эхнатона «первым провозвестником интернационализма в человеческой истории».

|< Пред. 23 24 25 26 27 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]