Критический словарь психоанализа :: Райкрофт Чарльз
Страница:
191 из 251
Поскольку результаты творческой деятельности являются, по определению, новыми, неожиданными и потому непредсказуемыми, творчество представляет собой понятие, которое трудно включить в каузально-детерминистскую структуру (см. ПРИЧИННОСТЬ и ДЕТЕРМИНИЗМ); отсюда, вероятно, АМБИВАЛЕНТНОСТЬ психоанализа в отношении творчества. Данное понятие поднимает и другие проблемы, например, является ли творчество способностью, свойственной всем, – и в этом случае любой может стать креативным, если устранить ТОРМОЖЕНИЯ; или это – особый дар, и в таком случае психоанализ должен допускать исключения в своих постулатах. Относительно первой из двух точек зрения см. работу Куби «Невротическое искажение творческого процесса» (Kubie Neurotic Distortion of the Creative Process, 1958); по поводу другой – работу Филлис Гринакр «Детство художника» (Greenacre The Childhood of the Artist, 1957), в которой она утверждает, что одаренные люди с самого начала жизни другие, что они активно ищут тех, кто признал бы их отличие и их дарования, и что в случае анализа им требуется иная техника, нежели другим. См. также СМЫСЛ.
ТЕЛЕПАТИЯ (telepathy) Связь на расстоянии, существующая независимо от всех известных сенсорных каналов. См. ПСИХИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
ТЕЛЕСНОЕ ЭГО, ОБРАЗ ТЕЛА, СХЕМА ТЕЛА (body ego, body image, body SCHEMA) ТЕЛЕСНОЕ ЭГО - термин, использованный Фрейдом для обозначения той части ЭГО, которая возникает из восприятия самого СЕБЯ (т.е. как противоположное восприятию внешних объектов). «Это, прежде всего, телесно, т.е. в конечном итоге является производным телесных ощущений, главным образом тех, которые идут с поверхности тела» – Freud (1927).
|< Пред. 189 190 191 192 193 След. >|