Критический словарь психоанализа :: Райкрофт Чарльз
Страница:
31 из 251
Когда Freud (1937) упоминал о способности принимать по необходимости, пассивную позицию как о критерии психического здоровья, он относил это к способности подчинять свою волю другим без ощущения угрозы для своей идентичности,
в) Понятие мотивации (см. МОТИВ) можно использовать, чтобы заполнить пробел между понятием воли и понятием влечения (ИНСТИНКТ). Если о человеке говорят, что у него сильная мотивация в отношении чего-либо, это означает, что он готов тратить время и энергию для достижения своей цели; но данная формулировка не раскрывает, потому ли это, что его активно подталкивают инстинкты, иди же потому, что он обладает сильной волей. Материалы общей дискуссии по проблеме воли, мнения о патологии воли и абсурдных последствиях попыток вызывать волевыми усилиями сексуальную чувствительность изложены в работе Leslie Farber The Ways of the Will (1966). См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ.
ВООБРАЖЕНИЕ (imagination) Процесс или способность составлять ПРЕДСТАВЛЕНИЯ об объектах, явлениях и пр., фактически отсутствующих. Результаты процесса либо
а) МНИМЫЕ, то есть фиктивные, нереальные, либо
б) ОБРАЗНЫЕ, способствующие принятию неизвестных ранее решений, а в искусстве – созданию артефактов, которые, тем не менее, отражают или углубляют переживания. Психоаналитическая литература склоняется к тому, чтобы рассматривать воображение как частный случай ФАНТАЗИИ, и сталкивается с той же трудностью, что и искусство, решая, является ли – и в каких случаях – фантазия (воображение) бегством от действительности, а в каких – творчеством, защитой или адаптацией (см. КРЕАТИВНОСТЬ, ЗАЩИТА, АДАПТАЦИЯ).
|< Пред. 29 30 31 32 33 След. >|