Критика практического разума :: Кант И
Страница:
12 из 51
Так былибы теперь найдены априорные принципы двух способностей души - познавательной способности и способности желания - и определены по условиям, сфере и границам своего применения, а этим было бы положено прочное основание для систематической - и теоретической, и практической - философии как науки.
Самое худшее, с чем могли бы столкнуться все эти усилия, - это если бы кто-нибудь сделал неожиданное открытие, будто вообще нет и не может быть априорного познания. Но этого нечего опасаться. Это было бы равносильно тому, как если бы кто-нибудь при помощи разума захотел доказать, что разума нет. В самом деле, мы говорим лишь, что мы нечто познаем разумом, когда сознаем, что мы могли бы знать это и в том случае, если бы это даже не встречалось в опыте; стало быть, познание разумом и априорное познание суть одно и то же. Было бы явным противоречием пытаться выжать из основанного на опыте суждения необходимость (ex pumice aquam), а вместе с ней придать этому суждению истинную всеобщность (без которой нет умозаключения, стало быть, и вывода по аналогии, которая представляет собой по крайней мере предполагаемую всеобщность и объективную необходимость и, следовательно, всегда имеет их предпосылкой). А подменять субъективную необходимость, т. е. привычку, объективной, которая имеет место только в априорных суждениях, - значит отрицать способность разума судить о предмете, т. е.
|< Пред. 10 11 12 13 14 След. >|