Крушение кумиров   ::   Франк С Л

Страница: 61 из 106

И уже с полной субъективной очевидностью внутренней правоты и потому внутреннего права на свободу мы часто сознаем великую и чистую, несмотря на всю страстность ее и связанность с физическим влечением, любовь к женщине, вне которой в эти мгновения наша жизнь теряет весь свой смысл и которую мы тогда ощущаем как глубочайшую основу нашего собственного я -- как бы эта страсть ии противоречила всем общепризнанным и общеобязательным нормам морали.

* Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы"

''Можно ли вообще в этой области быть; "разумным", "принципиальным" человеком, "идейно" нормировать ceoto жизнь? Как бы туманна, опасна ни была эта; сфера, сколько бы зла ни таилось в ней, сколько бы коварных миражей ни влекло в ней к гибели -- но никто, полож-а руку на сердце, не может признать в ней незыблемую внутреннюю авторитетность для себя нравственного разума, непреклонных, общеобязательных принципов морит ли, которые извне, без внимания к своеобразию личности, одинаковым для всех образом нормируют эту жизнь. Пусть все мы -- грешники; но по крайней мере в этой области мы не можем не быть грешниками; и если где-либо, то именно здесь мы ждем не суда, а спасения, -- или такого суда, который действительно очищал бы нас и тем давал спасение. Вместо этого мы встречаем жестоких', холодных идолов морали долга, которым приносятся бесчисленные человеческие жертвоприношения. Поистине, прав мудрый поэт:

Opfer fallen hier,

Weder Lamm noch Tier,

Aber Menschenopfer imerhort *.

* Агнцы боле тут

Жертвой не падут,

Но людские жертвы без числа. (Пер. А. К. Толстого)

Строки из баллады Гете "Коринфская невеста".

|< Пред. 59 60 61 62 63 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]