Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI)   ::   Ключевский Василий Осипович

Страница: 52 из 863

Так помыслы о пустынном безмолвии завершались образованием монашеской земледельческой общины. Причиной такого, как бы сказать, уклона иночества была его связь с крестьянской колонизацией. Пустынники шли вслед за крестьянами или пролагали им дороги в заволжских лесах; пустынный общежительный монастырь служил нуждам переселенцев, религиозным и хозяйственным, широко пользовался их трудом, из их среды пополнял свою братию. Та же причина в ряду других условий содействовала и дальнейшему уклонению большинства русских монастырей от идеи иночества, о чем буду говорить в следующий час.



ЛЕКЦИЯ XXXV

Способы земельного обогащения монастырей. Земли жалованные. Вклады по душе и для пострижения. Купли и другие сделки. Вредные следствия монастырского землевладения для самого монашества. Монастырские кормы. Упадок монастырской дисциплины. Неудобства монастырского землевладения для служилых людей и государства. Вопрос о монастырских вотчинах. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Собор 1503 г. Литературная полемика по вопросу. Законодательные попытки сдержать земельное обогащение монастырей.

Мы видели, как древнерусский общежительный монастырь становился земледельческой общиной. Теперь нам предстоит рассмотреть, как многие из этих монастырей превращались в крупных землевладельцев.

Земли жалованные



Житие изображает древнерусского пустынножителя в минуты его жизни, когда он приближался к своему иноческому идеалу.

|< Пред. 50 51 52 53 54 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]