Страница:
17 из 54
Если бы можно было достичь нирваны за счет одной лишь медитации на отсутствие мыслей, то Будда не дал бы такого обширного учения и буддийская практика была бы очень простой.
Теперь поговорим о вторичном сознании, то есть о ментальных факторах. Ментальные факторы, так же как и ментальное сознание, составляющими которого они являются, обладают тремя характеристиками: по своей природе они ясны, бесформенны и имеют функцию познания. В чем же различие между ментальным сознанием и ментальным фактором? Ментальное сознание познает объект вообще, как нечто целостное. Это первичный ум. С другой стороны, ментальный фактор познает отдельные характеристики объекта.
Например, неведение, вследствие которого вы цепляетесь за представление о самобытии вещей, является ментальным фактором.
Существует 51 ментальный фактор. Как я уже сказал, один из них ? неведение. Без неведения, какой бы ментальный фактор ни включался, это будет позитивный ментальный фактор ? в том смысле, что он не является причиной вращения в сансаре.
Почему мы вращаемся в сансаре? Из-за неведения. Что бы мы ни делали, если наши поступки мотивированы неведением, они все равно будут привязывать нас к сансаре. Даже если мы практикуем милосердие, но при этом в основе нашей практики лежит неведение, мы создаем положительную карму, но она не может служить причиной для нашего освобождения от сансары.
В буддизме говорится о трех видах концепций. Первый вид ? это просто распознавание объекта. В этом распознавании нет ни неведения, ни понимания пустоты.
|< Пред. 15 16 17 18 19 След. >|