Страница:
116 из 181
Возможно, мышечное напряжение в этих случаях представляет собой спонтанную контрреакцию на подсознательно регистрируемую общую слабость мышц.
Профессор Вальтер Цигльгенсбергер из мюнхенского психиатрического института имени Макса Планка мог бы сказать, что наши нервные клетки способны в буквальном смысле заучивать длительную боль. Повреждение ткани побуждает нервную систему создавать в связи с пережитой травмой следы воспоминания. Эти следы сохраняются в нервной клетке и после заживления ткани. В дальнейшем запрограммированная таким образом клетка может сообщать мозгу о боли, даже если внешне все вроде бы нормализовалось. Этим, например, можно объяснить существование фантомной боли.
Впрочем, фантомные и другие послеоперационные боли дают о себе знать гораздо реже, а то и вовсе не наблюдаются, если перед хирургическим вмешательством была сделана анестезия оперируемой части тела. В этом случае нога, рука или другой орган фактически будет находиться под наркозом, который непосредственно действует на сознание. При анестезии нервам, например ноги или бедра, трудно создать след воспоминания о боли. После операции они сообщают мозгу, что все в порядке – ведь на их долю ничего не выпало! За эти научные исследования профессор Цигльгенсбергер был награжден высшей премией Германии "За исследования в области болей и противоболевой терапии".
|< Пред. 114 115 116 117 118 След. >|