Мать. Архетипический образ в волшебной сказке   ::   Биркхойзер-Оэри Сибилл

Страница: 13 из 62

Мы называем их логос и эрос, или, как в китайской философии, ян и инь. Они могут существовать вместе, образуя гармоничное целое, или противостоять друг другу. Отец воплощает активное, творческое начало; мать – восприимчивость и заботливость. Хотя, как мы убедимся впоследствии, у матери существует и духовность, материнское начало относится главным образом к природе, т. е. оно связано с инстинктами и физическими влечениями. Негативное воздействие материнского начала может оказаться таким сильным, что оно превратится в препятствие для духовных устремлений человека.

Некоторые трудности постижения образа матери связаны с тем, что его бессознательное весьма неоднородно по содержанию, а также с наличием общих символов для всего коллективного бессознательного. Но бессознательное как изначальное единство содержит все возможные противоположности [5] . Это можно проиллюстрировать на примере древнеегипетского текста о матери-богине Нейт, в котором говорится, что "божественность стоящей у истоков Нейт существует вне половых различий. В ней, «сотворившей семя Бога и человека», маскулинные и феминные силы по-прежнему остаются неразделенными… она является «отцом отцов» и «матерью матерей» [6] . Этому вторит описание индийской Первоматери Адити:

Адити – это небо, эфир,

Адити – это мать, отец, сын.

Адити – это все боги и люди,

Все, что уже родилось и что родится потом [7] .

|< Пред. 11 12 13 14 15 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]