Мать. Архетипический образ в волшебной сказке :: Биркхойзер-Оэри Сибилл
Страница:
41 из 62
Ревнивая мачеха
Сказку о Белоснежке, как и многие другие сказки, упомянутые в этой книге, мы будем рассматривать прежде всего с точки зрения феминной психологии. По мнению Юнга, у женщин материнский образ можно наблюдать в гораздо более чистом виде, чем у мужчин [24] .
У мужчины материнский образ всегда смешивается с фигурой противоположного пола, с анимой, с его первичным ощущением женщины. Поэтому материнский образ реже предстает в образе чистой феминности, чем в своем отношении к мужчине. Это вовсе не значит, что характерные черты феминности вовсе отсутствуют в сказках, сюжет которых строится преимущественно вокруг мужских проблем; просто эти черты чаще всего не очень ярко выражены.
Для женщины фигура Земной Матери является отчасти Тенью, отчасти самостью, чем-то вроде автопортрета феминного начала эта фигура аналогична архетипу "мудрого старца" в мужской психике, который является воплощением духовности в чистом виде.
С фигурой Земной Матери тесно связана фигура ее дочери, богини-девственницы Коры. В мифе Кору с трудом можно отделить от матери Деметры. Часто мать и дочь образуют пару противоположностей, составляя при этом единое и неделимое целое. В некоторых сказках (как, например, в "Белоснежке"), главной героиней является дочь. Эта женская фигура побуждает Эго идентифицироваться с ней. Для женщины она становится неким подсознательным прообразом соответствующей установки Эго в процессе индивидуации [25] .
|< Пред. 39 40 41 42 43 След. >|