Миф о вечном возвращении   ::   Элиаде Мирча

Страница: 9 из 185

Небесные архетипы ландшафтов, храмов и поселений



Согласно верованиям месопотамцев, прототип реки Тигр находится на звезде Анунит, а прототип реки Евфрат — на звезде Ирондель. [1] В одном из шумерских текстов говорится о "местопребывании божественных созданий", в котором обитают "(божество) стад и (божества) злаков". [2] У алтайских народов идеальными прототипами гор являются горы небесные. [3] В Египте природный рельеф и нумы получили названия от названий «полей» небесных: сначала обращали взоры к «полям» небесным, а уж потом начиналось их отождествление с земными географическими объектами. [4] В иранской космологии, в течении зерванизма, "у каждого земного понятия, абстрактного или конкретного, есть свой трансцендентный невидимый аналог на небесах, своего рода «идея» в ее платоновском понимании. Каждая вещь, каждое понятие обладает двумя сущностями: сущность менок и сущность гетик . Раз имеется видимое небо, значит, есть и небо менок , которое невидимо (Бундахишн (Bundahishn), 1 глава).

Наша земля имеет аналог в виде земли небесной. Каждое свойство, существующее здесь, на земле, в гетахе , имеет себе подобное на небе, и именно оно и является истинно реальным… Год, молитва… наконец, все, что делается в гетахе , одновременно происходит и в менок е. Творение попросту удваивается. С космогонической точки зрения, космическая стадия, определяемая как менок , предшествует стадии гетик ". [5] В частности, всякий храм — место, в высшей степени, священное, — имел свой небесный прототип. На горе Синай Иегова показывает Моисею «образец» святилища, которое он должен ему построить: "И устроят они Мне святилище <…>.

|< Пред. 7 8 9 10 11 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]