Мифологические размышления   ::   Пятигорский Александр Моисеевич

Страница: 284 из 305



Ты жадно облизываешь губы, чтобы поглотить целиком

Эти миры своими пламенными устами;

Твои страшные пламени заполняют огнем

И сжигают без остатка эту Вселенную, о Вишну! –

говорит Арджуна «Кришне как Вишну Мега-Вселенной» (в IV, 2,3).



4. Сознает ли себя «Смерть как Время»? Кришна как триада «Смерть – Время – Судьба»



Но тогда возникает вопрос, сознает ли себя и Вселенную сама смерть, понимаемая как «анти-время», противопоставленное направленному потоку «нормального» или «ментального» времени? Бог Кришна отвечает на этот вопрос: Я – Время, состарившееся для разрушения мира, Намеревающееся миры уничтожить. Помимо тебя, никто не выживет из них… …Я сам поразил их зонами прежде творенья: Будь лишь моим орудием, как Лучник, Стоящий Слева… …Убей их, моих жертв… рази их без промедленья! Итак, перед нами Он или, скорее. Оно – уже не «Человек Кришна», улыбающийся, с сияющим лицом и о четырех руках, колесничий, родич и друг Арджуны, а триада: Смерть – Время – Судьба. Ибо – и это главное в нашем понимании темы Смерти – в терминах времени Смерть может быть сведена к двум сознаниям: сознанию Времени в конце времени как разрушения вселенной («Я – Время, состарившееся…») и сознанию дхармического плана или Судьбы, которая предшествовала («зонами прежде творенья…») началу «нормального» (или циклического) времени. Что и приводит нас к заключению о том, что, как идея, время сводимо к смерти, а как вещь и сущность (Время с большой буквы)– к Смерти, или, точнее, к тому типу сознания, который именуется «сознанием смерти» (как в тибетской «Книге Мертвых» и некоторых других тибетских буддийских источниках).

|< Пред. 282 283 284 285 286 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]