Страница:
15 из 64
Вообще, момент умирания, вероятно, подобен моменту пробуждения от тягостного кошмара.
Таким образом, оказывается, что смерть, как ни страшимся мы ее, на самом деле не может представлять собою никакого зла. Более того, часто она является благом и желанной гостьей. Все, что наткнулось на неодолимые препоны для своего существования или для своих стремлений, все, кто страдает неисцелимой болезнью или безутешной скорбью, -- чаще всего находят открывающееся им само собой убежище в возвращении в лоно природы, откуда оно, как и все остальное, ненадолго вышло, соблазненное надеждой на более благоприятные условия бытия, чем доставшиеся ему в удел, и куда для него всегда открыта дорога назад. Это возвращение -- cessio bonorum{sup}253{/sup} живущего. Но совершается оно только после физической или нравственной борьбы, до такой степени всякое существо противится возвращению туда, откуда оно так легко и охотно пришло в жизнь, столь богатую страданиями и столь бедную радостью. Индусы придавали богу смерти, Яма, два лица: одно -страшное, пугающее, другое -- очень ласковое и доброе. Это отчасти объясняется только что приведенными соображениями.
{sup}253{/sup}отрешение от владений (лат.)
С эмпирической точки зрения, на которой мы все еще стоим, само собою возникает одно соображение, которое заслуживает поэтому более точного определения и должно быть введено в свои границы. Когда я смотрю на труп, я вижу, что здесь прекратились чувствительность, раздражимость, кровообращение, репродукция и т.д.
|< Пред. 13 14 15 16 17 След. >|