Мир как воля и представление   ::   Шопенгауэр Артур

Страница: 34 из 64

Для того чтобы легче понять это, представьте себе все события и сцены человеческой жизни, плохие и хорошие, счастливые и несчастные, радостные и ужасные, как они в самом пестром разнообразии и смене чредой проходили во времени и в различии местностей, представьте их себе существующими сейчас, одновременно и постоянно в Nunc stans{sup}257{/sup}. Представьте себе, что их смена и различие только иллюзорны. И только представив это, вы поймете, что, собственно, означает объективация воли к жизни. Кстати, и наслаждение, приносимое нам созерцанием жанровых картин, основывается преимущественно на том, что они задерживают, фиксируют мимолетные сцены жизни. Смутное осознание высказанной здесь истины привело к учению о метемпсихозе.

{sup}257 {/sup}Здесь -- теперь (лат.)

Если сопоставить все эти соображения, то понятен будет истинный смысл парадоксальной теории элеатов, согласно которой нет ни возникновения, ни уничтожения, а целое стоит незыблемо. "Парменид и Мелисс отрицали возникновение и уничтожение, так как они думали, что ничто не движется" (Stob. Ecl. I, 21). Точно так же это проливает свет и на прекрасное место у Эмпедокла, которое сохранил для нас Плутарх в книге "Adversus Coloten" ("Против Колота"), гл. 12:

,

.

,

(

),

,

,

,

, .

(Stulta, et prolixas non admittentia curas

Pectora: qui sperant, existere posse, quod ante

Non fuit, aut ullam rem pessum protinus ire; -

Non animo prudens homo quod praesentiat ullus,

Dum vivunt (namque hoc vital nomine signant),

Sunt, et fortuna tum conflictantur utraque:

Ante ortum nihil est homo,

nee post funera quidquam.

|< Пред. 32 33 34 35 36 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]