Миросозерцание Достоевского   ::   Бердяев Николай

Страница: 21 из 46

Вера в человека есть вераво Христа, в Бого-Человека. Через всю жизнь свою Достоевский пронес исключительное, единственное чувство Христа, какую-то исступленную любовь к лику Христа. Во имя Христа, из бесконечной любви к Христу, порвал Достоевский с тем гуманистическим миром, пророком которого был Белинский. Вера Достоевского во Христа прошла через горнило всех сомнений и закалена в огне. Он пишет в своей записной книжке: "И в Европе такой силы {атеистических} выражений нет и {не было}. Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую. Через большое {горнило сомнений} моя {Осанна} прошла". Достоевский потерял юношескую веру в "Шиллера" - этим именем символически обозначал он все "высокое и прекрасное", идеалистический гуманизм. Вера в "Шиллера" не выдержала испытания, вера в Христа выдержала все испытания. Он потерял гуманистическую веру в человека, но остался верен христианской вере в человека, углубил, укрепил и обогатил эту веру. И потому не мог быть Достоевский мрачным, безысходно-пессимистическим писателем. Освобождающий свет есть и в самом темном и мучительном у Достоевского. Это - свет Христов, который и во тьме светит. Достоевский проводит человека через бездны раздвоения - раздвоение основной мотив Достоевского, но раздвоение не губит окончательно человека. Через Бого-Человека вновь может быть восстановлен человеческий образ.

***

Достоевский принадлежит к тем писателям, которым удалось раскрыть себя в своем художественном творчестве.

|< Пред. 19 20 21 22 23 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]