Страница:
539 из 582
Что же касается до воспрепятствования соединению Кронштадтского и Свеаборгского флотов, если бы они пожелали такового, то этого, как говорит лорд первый адмирал, абсолютно невозможно достигнуть, не оставшись поблизости со всем нашим флотом и не предоставив французских адмирала и генерала самим себе в Бомарзунде, чего сэр Джеймс никогдабы не мог допустить. Коммодор Мартин имел 2 паровых фрегата и 3 колесных парохода в авангарде и вовремя сообщил бы, если бы русские прорвали блокаду. Эта диспозиция— наилучшая, какую я мог бы осуществить, — продолжал адмирал, — и я надеюсь, что все пойдет хорошо».
Нэпир думал, что отряд войск, предназначенных к посылке к Бомарзунду, чрезмерно велик; он думал, что достаточно будет пяти тысяч, так как не было намерения занимать крепость в течение всей зимы. Он писал еще:
«Финский залив хорошо охранялся коммодором Мартином, и он (адмирал) принял меры действовать на случай, если бы русский флот сделал попытку нарушить намеченное течение операций.
Очевидная причина, почему большие суда не были приведены к крепости, заключалась в том, что они могли понадобиться для встречи русского флота в случае, если бы неприятелем была сделана какая-либо попытка расстроить осаду».
Французский адмирал думал о взятии большей части своих больших судов к Бомарзунду, чтобы держать войска и суда вместе.
«Эта организация вынуждала сэра Чарльза держать его большие суда в готовности на случай какой-либо попытки со стороны русских. Ему было строго приказано сэром Джэмсом Грахамом совсем не оставлять залива, и когда сэр Джэмс узнал, что ядро флота было в Ледзунде, то он выразил опасения насчет того, чтобы русские не успели выйти».
|< Пред. 537 538 539 540 541 След. >|