Страница:
221 из 242
Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей!"
Так выразил летописец чувства, порождаемые книгой, книжным словом, учением.
Летописание особенно расцвело при Ярославе Мудром. При нем в 30-40-е годы XI века был составлен из нескольких летописей большой свод, который получил в науке название Древнейшего. Он не сохранился, но был восстановлен русскими учеными по фрагментам, вошедшим в другие, более поздние летописи. Этот свод вобрал некоторые ранние записи, дружинные и народные сказания, свидетельства о Ярославовом правлении. А открывался он легендой о Кие - основателе Киева. Такое начало было естественно и понятно - ведь летопись составлялась при киевском храме святой Софии, украсившем город при Ярославе.
Но вскоре центром летописания стал Печорский монастырь под Киевом, где был создан следующий за Древнейшим свод. Автором его был печорский монах Никон, прозванный за ум, истовость и твердую волю Великим. Никон не был сторонним наблюдателем бурной политической жизни Киевской Руси, а напротив - активно вмешивался в нее. Он настойчиво спорил с киевским митрополитом-греком, присланным из Константинополя, выступая за то, чтоб русская церковь служила интересам Руси, а не далекой Византии. Такая строптивость дорого обошлась иноку -в 1061 году пришлось укрыться от княжеского гнева Никону в далекой Тмутаракани, русском городе на берегу Керченского пролива.
|< Пред. 219 220 221 222 223 След. >|