Национальная проблема у первых славянофилов :: Устрялов Николай
Страница:
33 из 35
Как свидетельствует пример самого Хомякова, оно может прекрасно сочетаться с принципиальным отрицанием материального насилия с учением о "хрупкости стали" и греховности всякого земного меча.
Таким образом, раннее славянофильство включает в себя три различные идейные тенденции. Каждая из них получила в истории русской мысли самостоятельное развитие. Славянофильство распалось, но элементы его, видоизмененные позднейшими наслоениями, подчас углубленные, подчас искаженные, живут и поныне.
Н.Устрялов.
-----------------
1) Доклад, прочитанный 25 марта 1916 года в заседании Московского Религиозно-философского Общества памяти Вл. Соловьева.
2) Историческую оценку исходного момента славянофильства дает П. Г. Виноградов в статье "И. В. Киреевский и начало московского славянофильства". Вопросы Философии и Психологии, кн. 11.
3) Н. А. Бердяев. "А. С. Хомяков". Москва, 1912 г., стр. 2.
4) Славянофилы отождествляли понятия "народ" и "народность" с понятием нации. В настоящей статье я буду условно придерживаться этой же терминологии.
5) "Былое и думы", гл. ХХХ ("Не наши").
6) Там же.
7) См. А. С. Хомяков. Полное собрание сочинений. Москва, 1900, т. VIII, стр. 76.
8) Курсив мой (Н. У.).
9) А. С. Хомяков. Полное собрание сочинений, т. III, стр. 208.
10) Т. I, стр. 392.
11) Т. III, стр. 218--223.
12) Полное собрание сочинений И. В. Киреевского, изд-ство "Путь", т. I, стр. 123.
13) Т. I, стр. 156.
14) Наличность у Киреевского этого учения очень тонко подмечена и применительно к человеческой индивидуальности документально вскрыта М. О. Гершензоном в его Исторических Записках.
15) Т. I, стр. 152. Ср. соч.
|< Пред. 31 32 33 34 35 След. >|