Страница:
20 из 24
Ну, хорошо, пусть так называемые оббитые камни в самом деле не игра природы и действительно обработаны человеком. Но согласимся, что их могли оставить на берегах Соммы римские легионеры. Это они в славные времена Юлия Цезаря строили военные лагеря здесь, под Парижем, в холодных землях варваров - кельтов и их ужасных жрецов - друидов, которые любили приносить на алтари своих языческих богов человеческие жертвоприношения. Слонов же и (чего в старину не случалось) носорогов тоже могли привезти с собой воинственные римляне.
Все было тщетно. Более того, как показала вышедшая в 1857 году книга Буше де Перта "Кельтские допотопные древности", он не ограничился рассуждениями о грубо оббитых каменных орудиях "человека природы". Ниспровергатель истин объявил об открытии камней, которые были оценены им как скульптуры, то есть первозданные и невиданно древние образцы искусства. Дальше - больше, и час от часу не легче: в них Буше де Перт усмотрел отражение потребностей допотопного человека в сфере не материальной, а духовной. За образами художественного творчества "человека природы" ему грезились признаки существования у первобытных людей суеверий, религии и культов, "рожденных любовью или страхом". Дилетант от археологии осмелился даже определить, кто мог стать для них "предметом культа". Разумеется, не благостно чтимый рабами божьими всевышний, а разное подлое, низменно-языческое: то, что, как он писал, "можно было ощущать и воспринимать - Солнце, Луна, звезды, деревья, животные".
|< Пред. 18 19 20 21 22 След. >|