Немецкая классическая философия :: Гулыга Арсений
Страница:
33 из 552
"Штюрмеры"провозгласили примат чувства перед разумом, поставили индивидуальное выше всеобщего. Лессинг показал, куда это приведет, если будет потеряно чувство меры. "Поступок отца не является примером осмысленности. Ни в коем случае! Старик, как и его испуганная дочь, потерял голову в одуряющей придворной атмосфере, и именно это смятение, опасность, которую несут такие характеры, непосредственно хотел изобразить поэт" [17].
В 1766 г. Лессинг публикует "Лаокоон" - трактат о различии между пластическими искусствами и поэзией. Унаследованное от античности представление о тождестве этих видов искусства было поставлено под сомнение в XVIII в. "Лаокоон" полемичен. Его автор выступил против концепции Винкельмана, изложенной в работе "Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре". (К моменту окончания работы над "Лаокооном" появилась и Винкельманова "История искусства древности", упоминания о ней содержатся в последних разделах трактата.) Спор возник, казалось, по частному поводу. Почему в известной скульптурной группе гибнущий жрец Лаокоон изображен издающим не безумный вопль, а приглушенный крик? Винкельман увидел в этом выражение национального характера греков, их стоическое величие духа. Лессинг держался другого мнения: суть дела в специфике скульптуры. Трагедия Софокла "Филоктет" тоже произведение греческого искусства, однако ее страдающий от ран герой кричит в голос.
|< Пред. 31 32 33 34 35 След. >|