Немецкая классическая философия :: Гулыга Арсений
Страница:
536 из 552
49 Гегель. Соч. Т. III. С. 149. Верил ли Гегель в бессмертие души? Прямых высказываний его по этому поводу нет. На вопрос жены, как обстоит дело с бессмертием, философ не ответил, молча указав на Библию (Hegel in Berichten seiner Zeitgenossen. Berlin, 1971. S. 445). Шеллинг вплоть до 1809 г. (когда умерла его жена Каролина) фактически отрицал индивидуальное бессмертие.
50 Гегель. Соч. М.-Л., 1934, Т. VII. С. 147.
51 Там же. С. 182.
52 "Гражданское общество создалось... лишь в современном мире. В гражданском обществе каждый для себя - цель, все другие суть для него ничто" (Там же. С. 211).
53 Там же. С. 224.
54 Там же. С. 268.
55 Там же. С. 15.
56 Гёте И. В. Избр. соч. по естествознанию. С. 395. Спустя столетие Альберт Швейцер пришел в ужас от слов Гегеля: "В ночь на 25 июня 1820 г., когда эта фраза была написана, началась наша эпоха, которая привела к мировой войне и когда-нибудь закончится гибелью цивилизации" (цит. по: Seaver G. Albert Schweitzer. New York, 1955. S. 360).
57 Гегель. Соч. Т. I. С. 22.
58 Hegel G. W. F. Vorlesungen iiber Naturrecht und Staatswissen-schaft. Heidelberg 1817/18. Hamburg, 1983. S. 192. В записи курса 1818-1820 гг., опубликованной Д. Хенрихом, гегелевский афоризм выглядит также иначе, чем в тексте "Основ философии права"): "Что разумно, то станет действительным, что действительно, станет разумным" (Hegel G. W. F. Philosophie des Rechts. Die Vorlesung von 1819/20. Frankfurt a. M., 1983. S. 51). И в том и в другом курсе Гегель высказывается весьма радикально, говорит о "демократическом принципе", о "вынужденном праве", имея в виду право обездоленных на восстание.
|< Пред. 534 535 536 537 538 След. >|