Страница:
119 из 124
Знал ли об этом сам Николай Николаевич? Или как бывает – «знал, но не знал»? Как «знал, но не знал» его предок Александр о том, что хотят убить его отца, императора Павла, и возвести на престол его самого?
Во всяком случае, Николай Николаевич честно служил царю во все эти дни потрясений...
Такова соблазнительная версия Кровавого воскресенья. Но... уж очень она романтична. В России обожают найти заговор там, где на самом деле обычно одно разгильдяйство. Кто-то что-то не проверил и кого-то не предупредил... А кто-то решил перестраховаться, позвал войска и удалил царя из Петербурга... По чьей-то глупости или лени обычно и возникают у нас великие и страшные события.
«УЧИТЕСЬ СМОТРЕТЬ ПРЯМО В ГЛАЗА НАДВИГАЮЩЕЙСЯ РЕВОЛЮЦИИ»
Волна, поднятая Кровавым воскресеньем, была сразу похожа на цунами. Из дневника К.Р.:
«6 февраля 1905 г. Просто не верится, какими быстрыми шагами мы идем навстречу неведомым, неизвестным бедствиям. Всюду разнузданность,
все сбиты с толку... Сильной руки правительства уже не чувствуют. Да ее и нет».
Все будет – баррикады из опрокинутых трамваев, всеобщая стачка, мятежи в армии. В Крыму восставший крейсер подойдет к берегам – и в имениях великих князей с ужасом будут ожидать обстрела. И «красный петух» пойдет гулять по помещичьим усадьбам. «Иллюминация» – эта злобная шутка сразу стала популярной.
В Петербурге на художественной выставке «Мир искусств» в шумной толкотне руки крест-накрест презрительно-насмешливо стоял знаменитый террорист Савинков. Стоял открыто, и никто не осмеливался его выдать...
Вера Леонидовна:
«Бастовали решительно все. Это было как праздник.
|< Пред. 117 118 119 120 121 След. >|