О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ, О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ   ::   Сталин И. В.

Страница: 13 из 47



б) В противоположность идеализму, утверждающему, что реально существует лишь наше сознание; что материальный мир, бытие, природа существует лишь в нашем сознании, в наших ощущениях, представлениях, понятиях, марксистский философский материализм исходит из того, что материя, природа, бытие представляет объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания; что материя первична, так как она является источником ощущений, представлений, сознания, а сознание вторично, производно, так как оно является отображением материи, отображением бытия; что мышление есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершенства, а именно продукт мозга, а мозг - орган мышления; что нельзя поэтому отделять мышление от материи, не желая впасть в грубую ошибку.

"Высший вопрос всей философии, - говорит Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы… составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма" (К. Маркс, Избранные произведения, т. I, стр. 329).

И дальше:

"Вещественный, чувственно воспринимаемый мир, к которому принадлежим мы сами, есть единственный действительный мир… Наше сознание и мышление, каким бы сверхчувственным оно ни казалось, является продуктом вещественного, телесного органа, мозга. Материя не есть продукт духа, а дух сам есть лишь высший продукт материи" (там же, стр. 322).

Касаясь вопроса о материи и мышлении, Маркс говорит:

"Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя является субъектом всех изменений" (там же, стр. 302).

|< Пред. 11 12 13 14 15 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]