Страница:
171 из 172
18 По ыповию некоторых древних комментаторов (Александр Афродисвйский), а также современных нам исследователей (Bernet, Joachim, M. H. Карийский), Аристотель имеет адесь в виду Анаксимандра с его беспредельным. Другие отрицают это. Zeller и Diels выдвинули гипотезу, что неназваи-пым автором концепции "промежуточного" первоначала был малоизвестный философ-эклектик V века до н. э. Идей из Гимеры. - 353.
19 Т. е. состоящее из тонких частиц.-354.
20 Т. е. состоящее из толстых частиц. - 354.
21 Кому принадлежит теория, о которой здесь говорит Аристотель? Этот вопрос занимал еще древних комментаторов. Как пишет Симплиций, "Гераклит принял огонь в качество единого первоначала, но он не говорил, что огонь состоит из пирамид, а пифагорейцы, утверждавшие, что огонь состоит из пирамид, не считали его единым первоначалом". - 355.
22 Цитата из Гераклита. Подробнее см. А. В. Лебедев. ЧП1ГМА2ГМФГ2йМЕ1Ч0]Ч. Новый фрагмент Гераклита (Реконструкция металлургической метафорики в космогонических фрагментах Гераклита). - "Вестник древней истории", 1979, № 2; 1980, № 1. - 355.
23 Здесь "елемент" в смысле "корпускула", "атом". - 355.
24 "Физика" IV 6-9. См. также прим. 12.- 357.
25 Согласно атомистической теории Платона, огонь, воздух и вода могут переходить друг в друга, поскольку их атомы образованы из прямоугольных треугольников с отношением сторон 1/2:3/2: 1; земля же всегда остается землей, ибо ее атомы состоят из равнобедренных треугольников, стороны которых относятся как 2/2:2/2:1 ("Тимей" 53 с и далее).
|< Пред. 168 169 170 171 172 След. >|