Об Общественном договоре, или Принципы политического Права :: Руссо Жан Жак
Страница:
206 из 222
- Идеалистическая мысль эта сформулирована Руссо под явным влиянием Монтескье, писавшего об этой, свойственной каждому из государств, своей особой цели: "Так у Рима была цель - расширение пределов государства, у Лакедемона - война, у законов иудейских - религия, у Марселя - торговля, у Китая - общественное спокойствие, у родосцев - мореплавание" ("О духе законов", кн. XI, гл. V. - Избр. произв., стр. 289). Как видим, на историю Рима Монтескье смотрел более реалистично, нежели Руссо, постоянно ее идеализирующий.
99. ...от этого не улучшается. - Как это часто бывает у Руссо, цитата эта из книги д'Аржансона "Соображения о древнем и нынешнем Правлении Франции" неточна. Вот текст этого места: "Та или иная отрасль торговли, приобретаемая ценою денег, приносит лишь мнимую выгоду Королевству в целом и лишь обогащает несколько городов или частных лиц, которые уже и так находятся в довольстве".
100. Ср. Монтескье. О духе законов (кн. I, гл. III).
101. См. "Письма с Горы", письмо V, в котором Руссо поясняет суть понятия о Правительстве в монархии и республике.
102. ...единение души и тела. - Сравнение это взято из философии картезианства. Для Декарта существовали не только два принципа - душа и тело, но и третий, посредствующий, представляющий собой союз этих двух.
103. ...среднее пропорциональное которой - Правительство. - Попытка Руссо определить место и роль высшей исполнительной власти при помощи математических аналогий отражает влияние господствующих тенденций века и носит явно механицистский характер, своеобразным образом сочетающийся со свойственным ему уподоблением государства и правительство двум - большему и меньшему - организмам.
104. ...
|< Пред. 204 205 206 207 208 След. >|