Страница:
207 из 335
Представляется, что между научной мыслью и ее приложением, междууниверсумом научного дискурса и миром обыденного дискурса и поведения существует более тесная взаимосвязь — взаимосвязь, в которой оба подчиняются одной и той же логике и рациональности господства.
По иронии судьбы усилия науки установить строгую объективность природы привели к растущей дематериализации последней:
Идея бесконечной природы, которая существует сама по себе, идея, от которой приходится отказаться, представляет собой миф современной науки. Наука начиналась с разрушения мифа Средневековья. А теперь ее собственная логика вынуждает науку признать, что она просто воздвигла на смену ему другой миф. [143]
Процесс, который начинается с отбрасывания независимых субстанций и конечных причин, приводит к идеации объективности. Но эта идеация весьма специфична, так как объект в ней конституирует себя во вполне практическом отношении к субъекту:
Но что есть материя? В атомной физике материя определяется ее возможными реакциями на человеческие эксперименты и математическими — т. е. интеллектуальными — законами, которым она подчиняется. Мы определяем материю как возможный объект человеческой манипуляции. [144]
И если это так, то, значит, сама наука стала технологической:
Воззрения прагматической науки на природу хорошо вписываются в век техники.
|< Пред. 205 206 207 208 209 След. >|