Оккультизм, колдовство и моды в культуре :: Элиаде Мирча
Страница:
146 из 181
Когда Будда находится в состоянии самадхи (samadhi) [ Высшее состояние сознания, просветление ], «луч, называемый «Украшением Света Знания», исходящий из отверстия в выступе черепа (usnisa), играет над его головой». [197] Можно привести еще много подобных примеров. [198] Сразу же по достижении Нирваны языки пламени начинают появляться из тела Гавампати и, таким образом, происходит самосожжение. [199] Точно так же происходит самовоспламенение и достижение Нирваны в случае Ананды [200] [ один из ближайших учеников Будды ]. Конечно, здесь мы имеем дело с паниндийской концепцией. С голов известных индийских йогов и созерцателей всегда поднимается пламя, а их тела излучают огромную энергию. [201]
Отрицая существование атмана как предельной, непревратимой ни в какое иное состояние духовной целостности, буддисты объясняли опыт внутреннего самосвечения истинной природой чистого мышления. Как сказано в Ангуттара-никайя (1.10): «Чистотой сияет это мышление, но порой оно бывает запятнано случайными страстями». Развивая эту тему, некоторые школы хинаяны утверждают, что мышление изначально и по природе своей является ясным и чистым (cittam prabhasvaram) но может быть осквернено (klista) страстями (klesa) или освобождено от страстей (vipra-mukta). Однако страсти не являются изначально присущими мышлению и, тем самым, рассматриваются как случайное явление (agantuka). [202] Для некоторых авторов Йогачара [ школа махаянского буддизма, возникшая в Индии около II в. н. э . ] «чистое мышление» отождествляется с «зародышем Татхагаты» (Tathagatagarbha).
|< Пред. 144 145 146 147 148 След. >|